Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 4
Показано материалов: 1-4

Книга и семья: вопросы и ответы

Работа с родителями –  приоритетное направление в библиотечной работе. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность. Однако, многим из нас, увы, неведомо, что такое семья, простые семейные радости. Нам почти нечего передать детям. Вот почему на помощь семье призвана прийти школа. Родительская занятость на работе, обилие повседневных стрессов снижают качество общения с ребенком, превращая его, в лучшем случае, в формальный контроль. Семья играет главную роль в жизни ребенка.

 Задача библиотеки – наладить контакты с семьей, изучить ее микроклимат, интересы и помочь в воспитании человека высокой культуры.

Цель работы – воспитать ребенка с помощью книги, научить его радоваться каждой встрече с любимыми и новыми литературными героями, научить его, а заодно и родителей, любить читать, помочь вырастить ребенка вдумчивым читателем.

Работа с родителями занимает особое место в воспитательной работе . Библиотека проводит со своей стороны информационную, массовую и индивидуальную работу с родителями обучающихся.

В начале и конце каждого учебного года родители получают информацию о приобретении учебников, рекомендованных Министерством образования, список учебников вывешивается на «Доске информации».  Также информирую родителей об анализе чтения их детей. Довожу до сведения родителей о новой литературе по мере ее поступления.

Хотелось бы отметить, что многие родители принимают участие в «Книжной ярмарке», где можно приобрести учебники по доступным ценам. Ярмарка проходит в мае каждого года.

 Индивидуальная работа с родителями проводится часто в форме беседы, рекомендации. Частыми гостями в библиотеке бывают родители младших школьников, они помогают ребенку в выборе книг. Родители охотно рассказывают о том, что он любит читать.  Но чем старше становится ребенок, тем реже его можно увидеть в библиотеке. Соответственно и родители таких детей редко посещают не только библиотеку, но и школу. Некоторые приходят взять книгу по программе для заболевшего ребенка или учебник для повторения. Родители также могут получить  консультацию о дополнительном чтении по предмету или «Что читать летом».

Как бы не была неоспорима роль школьных и детских библиотек, учителей, воспитателей, в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем  детского чтения, конечно,  является семья. Именно мамы и папы читают своему малышу первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, в дальнейшем советуют, что читать. В наш век информационных технологий книга  отошла как бы на второй план, уступая место компьютеру, телевидению, Интернету. Общаясь с родителями, часто слышишь, что ребенок не любит читать или читает по обязанности. И тогда сами собой приходят на ум  где-то прочитанные строки:

Если у ребенка слезы и капризы,

Не берите мамы, в помощь телевизор.

Сын не разберется, что там, на экране,

И добрей и лучше от него не станет.

И не упустите в этой жизни мига:

Покажите детям, что такое книга.

О чтении много пишут, проводят исследования, показывая на цифрах, что интерес к нему снижается. Родители стали читать своим детям меньше. Чтение вслух матерью всем детям в семье стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике всегда заботились о домашнем чтении детей. Так в 19 в даже выходили специальные издания для семейного чтения и бесед в кругу семьи.

В начальной школе интерес к чтению сохраняется в большей степени, а к девятому классу пропадает. Последние неутешительные результаты исследований говорят, что наши подростки оказались на 37 – 40 месте среди ровесников из 57 стран. А несколько десятилетий назад Россия была самая читающая страна в мире.

В начальной школе закладывается  любовь к книге, необходимость чтения. Плохо читающие ученики в начальной школе обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Сложен и длителен процесс формирования читателя, много труда и терпения требует он со стороны взрослых. Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению? В этом и обязаны помогать родители.

Формируя личность ребенка, мы не забываем и об одном важном направлении – развивать творчество через чтение. Это конкурсы, выставки, встречи с интересными людьми – все это залог успеха в работе по приобщению детей к чтению в нашей библиотеке и развитии творческого читателя.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Как бы не была неоспорима роль школьных и детских библиотек, учителей  в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.
  • Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
  • Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
  • Больше играйте с детьми. Путь первоклассника  к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
  • Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семи - восьмилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
  • Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
  • Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
  • Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
  • Принимайте во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
  • Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
  • Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д.  Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  • Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.
  • Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
  • Вместе читайте, покупайте, ремонтируйте, обсуждайте прочитанные книги. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
  • Обязательно запишите ребенка в детскую библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Только в союзе с родителями,  возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей и подростков. В дом наших детей должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

Три составляющие – семья, школа, библиотека – создают окружение, формирующее человека. Читающего человека XXI века.

Как этого добиться? Большой опыт работы в школьной библиотеке подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению, библиотеке – кладезю знаний, идей, мудрости, опыта. На взаимодействие библиотеки с семьей возлагаются большие надежды.  Семья, школа и библиотека должны быть союзниками.

Мои статьи | Просмотров: 217 | Добавил: bibl | Дата: 05.11.2012 | Комментарии (0)

«Впервые в истории» Интеллектуальная историческая викторина. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №30" г.Новоалтайска"
Неделя детской книги | Просмотров: 193 | Добавил: bibl | Дата: 19.04.2012 | Комментарии (1)




Золотая хохлома (Презентация, конспект)
По сказкам Скачать  Презентацию возьмите в ИМК. Советую.
 
Предлагаю всем заведующим БИЦ поделиться  лучшими проведёнными мероприятиями  во время Недели детской книги!!
Неделя детской книги | Просмотров: 203 | Добавил: bibl | Дата: 11.04.2012 | Комментарии (0)